«НЕПРЕОДОЛИМОЕ К УЧЕНИЮ СТРЕМЛЕНИЕ»
Имя Ломоносовской школы, празднующей в этом году свой 150-летний юбилей, широко известно в нашей стране и за рубежом. Ни один человек, - паломник ли, турист ли, исследователь жизни ученого, приезжающий в село Ломоносово, - не проходит равнодушно мимо памятника отечественному гению. По-видимому, не случайно выбрано место для памятника перед школой, этим как бы символизируется неизбывность таланта земли поморской.
В 1911 году в честь 200-летия со дня рождения М.В. Ломоносова его именем были названы два селения. На большом острове (Курострове), лежащем на Северной Двине против Холмогор, имя Ломоносова присвоено селу Денисовка, объединившему несколько старинных мелких деревенек: Болото, Тучковскую, Мишанинскую, Григорьевскую, Афанасьевскую. В этом месте родина Михаила Васильевича, здесь прошли его детство и юность.
Известный ученый, искусствовед Д.С. Лихачев писал: «Самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого русского человека, это то, что он самый русский. Он не только душевно русский – он русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную, словесную, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные. Отсюда вышли замечательные русские землепроходцы, полярники и беспримерные по стойкости воины…
Сюда ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе нравственную целительную силу Севера…»
Именно здесь, на Беломорском Севере, прошли детские и юношеские годы М. Ломоносова. По словам А.Н. Радищева, окружающая действительность «возжгла в юноше непреодолимое к учению стремление». Однако об этом периоде жизни великого помора до нас дошло мало свидетельств и документов. Архангельский Север был краем с довольно высокой грамотностью: согласно переписи 1785 года, четвертая часть взрослого мужского населения губернии знала грамоту.
Первым учителем и наставником Ломоносова-подростка был дьячок куростровской церкви Семен Никитич Сабельников. Именно он научил Ломоносова читать и писать по-русски и выдавал любознательному помору книги для чтения из церковной библиотеки, в которой насчитывалось 34 книги. Среди них «Апостол», «Евангелие», «Псалтырь» «Триодь», «Служба о войне Полтавской» и «Четьи-Минеи» за октябрь месяц со службой св. Дмитрию, являвшемуся патроном куростровской церкви. С последнего и был сделан список, которым пользовался юный Ломоносов. С него он выполнил и свою проверочную «экзаменационную» работу.
На Беломорском Севере в дни юности Михайлы Ломоносова
преимущественно сельские дьячки исполняли обязанности учителей. Они обучали своих питомцев азбуке, затем часословию и псалтыри, после чего заставляли «ствердить» букварь, писать «скорописные слова» и петь октоих.
А книги, необходимые для занятий, ученики брали во временное пользование у своих «священноучителей». Те, в свою очередь, в качестве платы требовали, чтобы каждый такой отрок списал какую-нибудь церковно-служебную книгу. Не избежал сей участи и Мишаня, о чем свидетельствует сохранившийся его «церковный» автограф: «Списывал с сей тетради Михайло Ломоносов». Этот автограф позволяет сделать вывод: обучение Ломоносова на родине не было случайным, эпизодическим, а носило длительный, целенаправленный, воцерковленный характер, и «показать свою грамотность в северной деревне можно было только в церкви», чем Ломоносов и занимался уже в ранние годы своего становления.
До недавнего времени были известны три его подписи: одна в рукописи «Житие Дмитрия Солунского» и две в подрядных тетрадях куростровской церкви 1726-1730 годов. И только в 80-х годах минувшего века достоянием исследователей - ломоносововедов стали еще 14, более ранних автографов. Они были найдены в писчих книгах Архангелогородской таможни.
Здесь заключались торговые сделки, взимались пошлины с промышленников. Таможня была важным форпостом в экономической жизни Поморья того времени. И вот среди записей,
относящихся к осени 1725 года, исследователи неожиданно обнаружили целых четырнадцать подписей юного Ломоносова. Невероятная удача!.. Столько раз привлекался юноша Ломоносов для оформления сделок, прикладывал к таможенным документам свою руку.
Несмотря на их чисто служебную роль, краткость, типовую схожесть, расписки выявляют много нового в холмогорском периоде
жизни великого ученого.
Самый ранний автограф Ломоносова – это подпись за отца Василия Дорофеевича. «Промыслом рыбак», он, имея небольшое рыболовное судно – сойму и новоманерный гукор, занимался ловом палтуса, трески и «пикшуев». Дошедшие до нашего времени источники подтверждают, что на долю В.Д. Ломоносова приходилось 20-25 % рыбы, вылавливаемой промышленниками Куростровской волости.
В середине сентября 1725 г. он доставил в Архангельск на сойме 565 пудов «своего мурманского промысла» рыбы. Из них 319 пудов продал устюжанину Федору Протопопову, а остальной рыбы «в продаже запискою не оказалось». Ломоносов объяснил, что продал ее «в российский народ в рознь». Достоверность его слов засвидетельствовала подпись тринадцатилетнего сына: «По велению отца своего Василья Ломоносова сын его Михайло Ломоносов руку приложил».
Эта запись документально подтверждает сообщения первых биографов ученого о том, что он рано начал «сопутствовать» отцу в рыбном промысле и торговых делах и не раз отправлялся с ним в небезопасные морские плавания. Был он и на Соловках, где с впервые услышал легенду о том, почему так названы острова. Будто шли однажды, по ранней весне, поморы на зверобойку. Затерли их льды. Не знали мужики, как к земле выйти. Потом глядят – чернеет. Оказалось – земля, остров. Ранее не замечали его, так как его не было вовсе. А тут вдруг из Белого моря встал для спасения людей.
Назвали остров по малой птице, хотя в тех местах и не обреталась. Соловьем зовут, а поморское истинное прозвание – Соловец. Монахов тоже соловянами прозывали. Все по птице.
Вторая легенда была ближе к истине. Соловецкими, или Соловками, прозвали острова по соли. Много солеварен было у Соловецкой обители. Варили соль из морской воды, но лучшая вываривалась из воды источников. Возили соль на Двину – до Устюга, на Вологду, по Онеге до Каргополя. Дальше она шла на Москву. Даже поговорка бытовала: «Москва веками соловецкой солью жила». В честь этой соли и прозвали острова Соловецкими.
Василий Дорофеевич часто обращался в архангельскую таможню. В ней служил подъячим его родственник Н.Ф. Ломоносов, в доме которого Ломоносовы «останавливались на житье», когда приезжали в Архангельск. М.В. Ломоносов, по некоторым предположениям, «зимой нередко жил у родственников, служивших в Архангельской таможне».
Не удивительно, что работники портовой таможни хорошо знали любознательного отрока куростровского рыбопромышленника и охотно привлекали его «руку приложить» при оформлении таможенных документов. Так, только за неделю пребывания в Архангельске осенью 1725 года Михайло участвовал в оформлении пяти поручных и явочных документов за лиц, связанных с морским рыбным промыслом. Среди них был и отец известного северного историка ХУ111 века Василия Васильевича Крестинина, «ревнителя северного просвещения».
Несколько автографов подростка Ломоносова значится на поручениях беломорских торговцев хлебом, скотом и солью. На одном из них он расписался 2 октября 1725 г. за целовальника Степана Резанова, оформившего явчую по просьбе холмогорского купца Григория Степановича Латышева. Тот явил в таможню скотину, оцененную таможенным служителем в пять рублей. Правильность записки в явчевой книге удостоверил юный Ломоносов: «По велению целовальника Степана Резанова куростровец Михайло Ломоносов руку приложил».
Латышев принадлежал к купеческому сословию, со своим многочисленным семейством жительство имел сначала «Архангельской провинции в городе Холмогорах». Занимался рыбным промыслом. По-видимому, поручителем его в торговых сделках и был целовальник Степан Иванов сын Резанов, родом из Куростровской волости.
Последний дошедший до нас автограф Ломоносова тех лет был обнаружен в подрядной книге строительства куростровской церкви и датирован 25 января 1730 года, когда был привлечен к строительным работам подмастерье каменных дел «Петр Козьмин сын Некрасов». Детство Некрасова прошло в Спировской деревне Курейской волости, а годы ремесленного ученичества каменному делу – в Холмогорах. По его просьбе и поставил свою подпись М.В. Ломоносов.
Северные автографы гениального помора дают представление об окружении семьи Ломоносовых, их деловых связях в промысловых кругах черносошного крестьянства Подвинья. Они свидетельствуют не только о высоком уровне грамотности юного Ломоносова, но, что не менее важно, о его известности и авторитете: география лиц, за которых расписывался будущий ученый, охватывала обширный регион – от Колы на севере до Вологды на юге.
Сейчас известно 17 (по другим сведениям – 18) автографов юного Ломоносова. «Однако, - указывал профессор Московского государственного университета М.П. Белявский, - есть все основания рассчитывать на новые находки. Трудно поверить, что к четырнадцатилетнему Ломоносову обращались чиновники и люди разных сословных категорий, а дальше подобных случаев не было. Ведь Ломоносов прожил на Севере после сентября-октября 1725 г. еще пять лет».
Поиски продолжаются. Расписки и пометы одаренного юноши могут быть обнаружены не только в делах Архангельской таможни, но и на книгах церковных библиотек Николаевско-Матигорской волости, откуда родом его мать, Курострова и холмогорского Спасо-Преображенского собора, куда поступила часть книг Дудиных. Именно в этой семье, как известно, предоставили юному помору «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого – его первые «врата учёности».
Среди документов Архангельского областного краеведческого музея особенную ценность представляют материалы, связанные с именем М.В. Ломоносова. Это три дела о постройке каменной Куростровской церкви и коллекция закладных Луки Леонтьевича Ломоносова и его племянника Василия Дорофеевича.
Эти материалы поступили в музей во второй половине Х1Х столетия от любителя холмогорской старины священника Васильева. Документы, зафиксировавшие подписи 24 куростровцев, позволяют судить об уровне грамотности на родине великого ученого.
Хорошо известно, что юный Михайло Ломоносов благодаря необыкновенным способностям в короткий срок научился писать и читать, много свободного времени отводил любимому занятию – чтению книг. Первыми его учителями стали земляки крестьянин Иван Афанасьевич Шубный и дьячок местной церкви Семен Никитич Сабельников, а первыми книгами – книги церковного содержания.
О дружеских отношениях Сабельникова с семейством Ломоносовых свидетельствует запись под обещанием Василия Дорофеевича «в церковное каменное строение дать десять рублей денег». «Подписал по Васильеву велению тоя волости церковный дьячок Семен Сабельников».
По утверждению биографа В.И. Веревкина, Михайло Ломоносов «учинился, ко удивлению всех, лучшим чтецом в приходской своей церкви. Охота его до чтения на клиросе и за амвоном была так велика, что нередко биван был не от сверстников по летам, но от сверстников по учению за то, что стыдил их превосходством своим перед ними…»
Академик Иван Лепехин в своей книге о путешествии по северу России в 1772 году писал, что, кроме «Псалтыри», юный Ломоносов читал также вслух «жития святых».
И сам М.В. Ломоносов впоследствии, в «Записке и плане научных работ Августа Шлецера», писал, что с молодых лет увлекся церковной литературой. Ломоносов не только читал церковные книги, но и переписывал их. Книг на Курострове и в приходской церкви было немного, от частого употребления они приходили в ветхость, по этой причине с них и делали списки. На одной из книг Куростровской Дмитриевской церкви – «Жития и службы Дмитрия Солунского» – сохранилась запись: «Списывал с сей тетрати Михайло Ломоносов». Дошел до нас и второй юношеский автограф Ломоносова, хранящийся в Архиве Российской Академии наук. Это подрядная запись от 4 февраля 1726 года о постройке куроостровской церкви, гласившей: «Вместо подрядчиков Алексея Аверкиева сына Старополовых, да Григория Иванова сына Иконникова, по их велению Михайло Ломоносов руку приложил».
Часто обращался Ломоносов и к «Рифмотворной Псалтыри» Симеона Полоцкого. Возможно, и ее он переписал для себя, чтобы не просить «Псалтырь» постоянно у тех, кто ее имел. Известно, что Полоцкий – не настоящая фамилия одного из наших первых поэтов. Под этим псевдонимом
скрывался Симеон Ситнианович из Полоцка, учитель сестры Петра 1, царевны Софьи.
Из академической биографии Ломоносова узнаем также, что он часто заглядывал в дом Дудиных - соседей Ломоносовых на Курострове, где имелась большая по тогдашним понятиям библиотека.
«… В доме Христофора Дудина, - читаем мы в академической биографии великого ученого, изданной в 1784 году, - увидел он в первый раз недуховные книги. То была старинная славянская грамматика и арифметика, напечатанная… в царствование Петра Великого для навигатских учеников. Неотступные и усиленнные просьбы, чтобы старик Дудин ссудил его ими на несколько дней, оставались всегда тщетными. Отрок, пылающий ревностью к учению, долгое время умышленно угождал трем стариковским сыновьям, довел их до того, что выдали они ему сии книги. От сего времени не расставался он с ними никогда, носил везде с собою и, непрестанно читая, вытвердил наизусть. Сам он потом называл их вратами своей учености».
Этими книгами, как известно, были Грамматика Мелентия Смотрицкого и «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на словенский преведенная и во едино собрана и на две книги разделена» Леонтия Магницкого – своеобразная краткая энциклопедия прикладных математических знаний не только по арифметике, алгебре, геометрии и тригонометрии, но также по физике, астрономии, навигации и географии.
Увлечение юного Ломоносова чтением книг встречало резкий отпор со стороны его мачехи, третьей жены отца, Василия Дорофеевича. Однажды, еще в первый год после женитьбы отца, мачеха, Ирина Семеновна, вырвала из рук юноши одну из книжек, взятых у соседа Христофора Дудина, и хотела бросить ее в печь. Михайло, схватил женщину за руки, посмотрел на нее с укором: «Постыдись, матушка. Книга-то чужая. А ты ее в огонь».
Позднее, уже будучи академиком и живя в Петербурге, Михаил Васильевич в письме к графу И.И. Шувалову вспомнит про «злую и завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами. Для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах, и терпеть стужу и голод, пока я ушел в Спасские школы».
Еще задолго до открытия школы в Денисовке Куростровская
Земля дала миру трех известных корифеев науки и искусства: М.В. Ломоносова, его племянника Михаила Головина, ученого-математика и скульптора Ф.И. Шубина.
«ВЫСОЧАЙШЕГО ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА СОИЗВОЛЕНИЯ»
Степан Михайлович Петровский, бывший директор Ломоносовской школы Холмогорского района Архангельской области, с которым я был знаком с 60-х годов прошлого века, с которым я знаком и дружен аж с 1968 года, когда сам учительствовал на родине М.В. Ломоносова, преображался в лице, когда начинал рассказывать о школе.
- В 1868 году его имя было присвоено открывшейся куростровской школе. История нашей школы тесно переплетается с историей края. Училище в деревне Денисовке было открыто в тот период, когда после отмены крепостного права в России манифестом от 19 февраля 1861 года, произошли в жизни страны большие изменения. Именно в это десятилетие с 60-х по 70-е годы была открыта школа у нас и в ряде других селений, в том числе и в 1864 году в Холмогорах.
С другой стороны, в это же десятилетие, а точнее в 1865 году,
передовые люди России, все те, кому было дорого имя М.В. Ломоносова, готовились отметить столетний юбилей со дня его кончины.
Во многих городах России проходили юбилейные торжества. А в городе Нижнем Новгороде даже была выпущена памятная бронзовая медаль с изображением на ней М.В. Ломоносова, изданная нижегородским гражданином Ящеровым.
Архангельская губерния тоже готовилась к памятной дате.
Так, в марте месяце 1865 года Архангельский губернский статистический комитет выпустил пригласительный лист к пожертвованию денег на сооружение памятника М.В. Ломоносову на его родине. Содержание пригласительного листа было таково: "«Высочайшего его императорского Величества соизволения Архангельский губернский статистический комитет,
в виду имеющего совершения 4 апреля сего года Столетия со дня кончины знаменитого Холмогорского урожденца Михаила Васильевича Ломоносова, открывает подписку на устройство в Куростровской деревне Холмогорского уезда, месте родины Ломоносова, памятник и на учреждение при Архангельской губернской гимназии Ломоносовской стипендии для образования одного из крестьян Архангельской губернии.
Комитет убежден, что его призыв увековечить на месте родины память знаменитого деятеля русской словесности и науки, вызовет посильные приношения на осуществление этого предприятия».
Далее идут имена и фамилии подписчиков и их сословные звания. Таким образом собрали 6.908 руб. 40 с половиной копеек.
28 апреля 1866 года на заседании Архангельского губернского статистического комитета было определено, что «устройство дорогого памятника в деревне Денисовке было бы непроизводительною тратою денег, потому что деревню мало кто посещает, а потому для увековечивания памяти М.В. Ломоносова соорудить памятник стоимостью от 300 до 500 рублей. Остальные же деньги предназначить для устройства и содержания школы в деревне Денисовке».
Ценность данного решения заключалась в том, что впервые была высказана мысль об открытии общеобразовательной школы на родине Ломоносова.
В том же 1866 году была учреждена Ломоносовская стипендия в Архангельской губернской гимназии, а 2 сентября губернский статистический комитет рассматривал дело для соискания Ломоносовской стипендии троим крестьянским мальчикам. Это были Широкий и Мыркин из Уемского ремесленного училища и Колотыгин из Куростровского церковно-приходского училища. Оказалось, что лучше всех был подготовлен Мыркин, который и стал Ломоносовским стипендиатом первого класса Архангельской губернской гимназии.
Как видим, оказывается, и до 1868 года существовала школа в Денисовке, но она была при церкви и не давала необходимых знаний учащимся. Даже самый лучший ее ученик не смог поступить в первый класс гимназии, хотя уже в этой школе были первые попытки вести обучение грамоте и письму на примерах из жизни М.В. Ломоносова. Правда, зачастую факты истолковывались довольно примитивно…
Торжественное открытие школы состоялось 3 октября 1868 года. С раннего утра жители Курострова и других селений начали собираться к месту, где был дом Ломоносовых. Место это до сего времени, бывшее в сорности и запустении, к дню открытия училища было усыпано песком.
В 12 часов дня колокольный звон Дмитриевской церкви собрал всех учеников и учениц вновь открытого Ломоносовского училища, а также приглашены были и присутствовали ученики и ученицы Холмогорского училища.
В половине первого часа в церковь прибыл начальник Архангельской губернии князь Гагарин, господин директор народных училищ и другие члены губернского статистического комитета в полной парадной форме, а также была супруга начальника губернии с детьми и другие высокопоставленные лица.
После панихиды был совершен крестный ход к месту, где был
дом М.В. Ломоносова, а затем к вновь открытому Училищу, которое размещалось в довольно пространном доме из 4-х комнат, принадлежащем Анне Михайловне Тряпицыной, по отцу Лопаткиной, внучки покойной Ирины Егоровны Лопаткиной, которая была правнучкой отца М.В. Ломоносова.
Перед началом учебы был дан молебен, а также в честь всех, кто пожертвовал деньги для увековечивания памяти М.В. Ломоносова на его родине. Затем отец Архимандрит обратился с призывом к учащимся прилежно ходить в школу, к родителям – отпускать с радостью детей в школу для их счастья и к наставникам – быть усердными в деле обучения.
После чего господин директор народных училищ представил собравшимся учителя Алексея Широкого и законоучителя Александра Васильева.
В 6 часов вечера вся улица перед училищем была освещена зажженными бочками смолы, и гулянье проводилось до полуночи.
Ко дню открытия школы по училищному списку числилось 42 мальчика и 16 девочек.
Все учащиеся были разделены на два отделения: старшее и младшее. Однако принципы обучения и учебные предметы, изучаемые в школе в то время, были очень далеки от нашей системы обучения и воспитания. Главным учебным предметом был Закон Божий, его вел священник Дмитриевской церкви Александр Васильев, который, кроме Закона Божьего, обучал детей славянскому чтению и письму, а также считать на счетах.
Попечителем училища был выбран на сельском сходе Куростровской общины и утвержден статистическим комитетом грамотный, почитаемый и зажиточный крестьянин Осип Христофоров.
Очень тяжелым было материальное обеспечение учителей. Так, в одном из рапортов первого учителя А. Широкого видно, что 180 рублей в год ему было далеко не достаточно, и он просил ему добавить еще жалованье, так как у него порвался костюм, износилась обувь, и к Рождественским праздникам он просил денег на новую форменную одежду.
В рапорте второго учителя Василия Соснина содержится просьба об отпуске в не учебное время пойти на заработки, чтобы можно было как-то прокормить свое семейство.
Между тем, число учащихся в Ломоносовском училище день ото дня растет.
Господин директор училищ испугался такой огромной массы крестьянских детей, жаждущих знаний, и не нашел ничего другого,
как приказал: «Имею честь уведомить, прошу прекратить дальнейший прием детей, желающих в училище». Как видим, хотя у крестьянских ребятишек была тяга к знаниям и просвещению, но возможности учиться были ограничены.
Так до 1871 года Ломоносовское училище и помещалось в наемном крестьянском доме. Может быть, и еще долгие годы ему суждено было тесниться, если бы не одна случайность…
24 января 1870 года на пути в Архангельск из Санкт-Петербурга через г. Холмогоры проезжал его величество князь Алексей Александрович Романов, который изволил взглянуть на родину М.В. Ломоносова. В 9 часов вечера князь на карбасах был
переправлен через реку Курополку, где на берегу его ждала великолепная тройка лошадей, на которой он прибыл прямо в Ломоносовское училище, где осмотрел помещение училища и сказал: «Благодарю за службу царю и отечеству», и при сих словах он пожертвовал на строительство собственного дома для училища 400 рублей денег, за что собравшийся народ криками «Ура!» приветствовал гостей, в 11 часов проводили их в Холмогоры.
Кроме этих 400 рублей по подписке было собрано еще 200 рублей, из которых 100 рублей пожертвовал архангельский купец Селянин.
После этого Холмогорский мировой посредник сумел уговорить емецких крестьян пожертвовать деревянный дом – одно из емецких училищных зданий для Ломоносовского училища.
Летом того же года на карбасах дом был перевезен в Денисовку, на что ушло 130 рублей, да на разборку в Емецке и постановку в Курострове ушло еще 250 рублей. 8 сентября 1871 года уже проходило открытие вновь построенного школьного дома для училища.
За два года работы Ломоносовское Куростровское училище дало первые плоды просвещения: того же 1871 2 сентября комиссией Ломоносовской стипендии в первый класс Архангельской губернской гимназии был определен уже учащийся Ломоносовского училища Бубновский, а также на основании постановления он был определен Ломоносовским стипендиатом в гимназии.
Однако по-прежнему школа испытывала недостаток в классной мебели и учебных пособиях, а учитель А. Широкий в виду затруднительного материального благосостояния вынужден был в долгах уехать из Денисовки.
На смену ему из Шенкурского уезда Устьпаденьгского училища прибыл другой учитель Василий Соснин, более деятельный и энергичный человек, чем его предшественник, не ограничивающий свою деятельность лишь работой в школе. Он был в курсе всех политических событий страны, понимал, что дело народного просвещения нельзя было ограничивать только обучением в школе крестьянских детей, необходимо было заниматься просвещением и самих крестьян.
Поэтому с разрешения высшего начальства в здании училища были организованы воскресные чтения для крестьян. Первые такие чтения состоялись 19 февраля 1874 года. Собралось более 200 человек крестьян при личном присутствии самого волостного головы для порядка. В чтениях принимал участие и читал басни Крылова учитель Холмогорского училища Шаповальников, а на одном из таких воскресных чтений присутствовал даже директор народных училищ и несколько других должностных лиц из Холмогор.
Вскоре безобидные на вид воскресные чтения превратились в место сборищ куростровских крестьян не только для чтения, а для обсуждения вопросов насущной жизни: здесь же проводилось разъяснение царских указов, воинских повинностей и устава, а также чтение басен Крылова велось с объяснением их смысла аллегории, что в те времена строжайше запрещалось.
Весть о том, что в Ломоносовском училище на воскресных чтениях читается и объясняется неположенная литература, дошла до Петербурга, и оттуда незамедлительно пришла телеграмма в Архангельск на имя директора такого содержания: «Немедленно прекратите в Ломоносовке чтения, которые лекторы сопровождают разъяснениями, вопреки данным спискам разрешенных книг. Князь – Ливенч».
Большое значение для просвещения граждан Денисовки имел открывшийся при училище первый тогда в России народный театр. Все это говорит о том, что уже тогда школа была своеобразным центром для просвещения широких крестьянских масс.
В 1875 году, т. е. через 7 лет после открытия училища в первый раз проводились выпускные экзамены учащихся Ломоносвского училища инспектором народных училищ по высочайшим программам. Из 7 экзаменующихся 6 учеников были признаны достойными получить свидетельства.
И вот опять же по причине тяжелого материального обеспечения себя и своей семьи пришлось оставить работу в школе и заняться хозяйством и учителю Василию Соснину, очень много сделавшему для развития и укрепления училища, пользующегося огромным влиянием у крестьян. За участие в разделе пахотных и сенокосных участков Куростровской сельской общины учитель В. Соснин был наделен на три мужских души землей, оставил школу, и, вступив в сельскую общину, занялся хозяйством.
10 декабря 1885 года в 3 часа дня состоялось открытие особого класса резьбы по кости при Ломоносовском училище. Обучение проводилось бесплатно. Такой класс был открыт по причине того, что зять земляка и предка Ломоносова Головин первый начал делать из кости разные вещи. В 40 домах Курострова в то время хозяева занимались резьбой по кости. Класс был в составе 16 учеников.
В том же году школа отмечала тысячелетний юбилей славянского просветителя, основоположника и изобретателя славянского алфавита, святого Мефодия, и в честь этого события на здании училища появилась славянская надпись: «Ломоносовское училище, 1868».
Первый народный театр в России был создан в селе Денисовка Холмогорского уезда. В 1872 году один за другим были подготовлены и поставлены два спектакля. Роли исполняли учителя местной школы и крестьяне. Обе пьесы имели большой успех. Постановка их на сельской сцене положила начало народной художественной самодеятельности на Севере.
В 1888 году состоялся первый выпуск из класса резьбы по кости. Четырем выпускникам Гурьеву, Горбатову, Демидову и Петровскому были выданы каждому по комплекту инструментов для самостоятельной работы мастерством резьбы по кости на дому, впоследствии ставшими знаменитыми мастерами.
5 января 1901 года Ломоносовское училище посетил великий академик Санкт-Петербургской академии наук, действительный статский советник, языковед Алексей Александрович Шахматов, по предложению которого впоследствии Ломоносовское одноклассное училище было реорганизовано в двухклассное.
А Академия Наук с 1901 года стала почетным попечителем Куростровского училища имени М.В. Ломоносова. 14 ноября 1904 года состоялся в училище праздник, посвященный реорганизации
училища из одноклассного в двухклассное. На празднике инспектор народных училищ лично вручил всем учащимся подарки от Российской Академии Наук - биографии М.В. Ломоносова. 3 января 1905 года в присутствии инспектора народных училищ в здании училища состоялась впервые ёлка для крестьянских ребятишек, на устройство которой от Академии Наук было выслано 60 рублей.
Приближалась знаменательная дата. В 1911 году исполнялось 200 лет со дня рождения М.В. Ломоносова. Достойный пример великого земляка все более развивает у учащихся стремление к науке. В училище в 1910 году, накануне 20-летнего юбилея со дня рождения М.В. Ломоносова, уже обучается 100 человек. Из-за недостатка мест в школе в том же году отказано в приеме 29 учащимся. Старое школьное здание уже не могло удовлетворить и разместить двухклассное училище. Назрела необходимость в сооружении нового здания.
В этом деле инициативу проявила Российская Академия Наук – почетный попечитель двухклассного училища имени М.В. Ломоносова в память о первом российском академике.
Академия Наук из своей казны для заготовки леса на новое здание выделила 5.116 рублей. Еще раньше в Денисовку приезжал из Петербурга в 1903 году знаменитый архитектор Иванов для определения места под постройку здания для училища имени Ломоносова. По его проекту 1 октября 1906 года подрядчиком Алексеем Петровичем Пономарёвым торжественно было заложено
Новое здание училища.
Вместе с заготовкой строительного леса, кирпича, алебастра, извести, кровельного железа, досок и стекла здание было построено за 1 год 7 месяцев. 9 сентября 1907 года уже состоялось торжественное открытие нового здания. С этого же времени личным почетным попечителем училища стал действительный секретарь Петербургской Академии Наук Ольденберг. Кстати, подобного почетного попечителя имело только еще Емецкое училище в лице купца Вальнева.
Последовавшие революционные события 1905-1907 гг. в России оставили глубокий след в молодых сердцах учащихся Ломоносовского училища. Они в дни Октябрьской Революции без колебаний стали на сторону восставших. Так, Николай Егорович Сидоров был участником бунтовавшего пехотного полка в Петербурге, а другой наш выпускник Петр Степанович Гурьев находился во время штурма Зимнего в резервном полку, среди солдат, непосредственно бравших Зимний дворец.
По воспоминаниям учащихся, учитель Новиков учил учеников пению революционных песен, устраивал маёвки. С группой учащихся он уехал в Нальостров через реку Курополку, водрузив красные флажки на лодках. За вредную работу среди крестьян
учитель Новиков был сослан царским правительством в печёрские края. В годы интервенции троих ломоносовских граждан, тоже бывших учеников Ломоносовского училища, сослали вместе с другими на остров «смерти» – Мудьюг, что в Белом море…
Декрет Совнаркома от 26 декабря 1919 года положил начало подлинному массовому движению за ликвидацию безграмотности северян. Всех от 8 до 50 лет, не умеющих читать или писать, обязывали обучаться грамоте. В те годы говорили: «Ты расправился с царём, так расправься с букварём», или: «Каждый грамотный обучи неграмотного».
С каждым годом росло число учащихся школы имени Ломоносова. Коренным образом изменилось содержание образования и принципы обучения, из училища в 1917 году был изгнан закон Божий вместе с законоучителем. Вместо Закона Божьего и церковно-славянского чтения в школе стало проводиться подлинно научное преподавание учебных предметов. Кроме обучения математике и русскому языку было введено преподавание географии, естествознания, истории, физики, преподавался ручной труд, пение и рисование.
Несмотря на огромные трудности в первые годы советской власти (интервенция, голод, разруха, восстановление народного хозяйства после изгнания интервентов), частые перерывы учебных занятий в школе из-за отсутствия дров, плохого снабжения учителей, а также учебно-наглядными пособиями, нехватки обуви и теплой одежды у учащихся, школа жила напряженной трудовой жизнью.
В первые годы советской власти, а также в годы первых пятилеток школа имени Ломоносова была центром культурно-просветительной работы на селе. Учителя кроме основной своей работы: обучения и воспитания детей, по вечерам в школе занимались ликвидацией безграмотности взрослого населения, принимали деятельное участие в кружках художественной самодеятельности, в проведении различного рода собраний, читали лекции и доклады для населения, проводили депутатскую работу, словом, без участия учителей - единственной культурной силы на селе - в те годы не проводилось ни одного мероприятия.
С 1932 года, - продолжал свой рассказ С.М. Петровский, -
наша школа имени М.В.. Ломоносова стала семилетней. Улучшается качество знаний учащихся. По итогам 1935-36 учебного года впервые учащиеся Вера Николаевна Сидорова, Зинаида Семеновна Пугина и Зоя Павловна Кавадеева заканчивают семилетнюю школу с похвальными грамотами.
В годы Великой Отечественной войны с честью выдержала тягчайшие испытания вместе со всем народом и советская школа.
В едином строю, плечом к плечу сражались на фронте и учителя, и вчерашние их ученики. С первых дней войны ушел на фронт учитель Ломоносовской школы Валерьян Федорович Кречков, бывшие выпускники школы Михаил Александрович Христофоров, Адей Дмитриевич Шарыпин, Федор Дмитриевич Шарыпин, Петр Васильевич Галушин, Петр Александрович Осинин, Павел Николаевич Кирчигин, Петр Никифорович Галушин, Анатолий Михайлович Галушин и многие другие. Имена большинства из ушедших на защиту Родины высечены на обелиске, установленном в память погибшим землякам в самом центре села.
25 ноября 1961 года юные земляки праздновали 250-летие со дня рождения М.В. Ломоносова. Под развернутым знаменем пионеры и школьники прошли от школы до музея М.В. Ломоносова, где состоялся пионерский сбор дружины имени Ломоносова. На этом сборе учеников 3-4 классов приняли в пионеры, а четверым учащимся были вручены комсомольские билеты. Затем состоялся утренник, на котором демонстрировались опыты, характеризующие «Закон сохранения веса веществ, получение электричества в природе» и другие, т. е. те, которые раньше посильны были лишь одному М.В. Ломоносову, а теперь это делает каждый мальчик 7-8 класса.
С 1968 года в нашей школе появилась еще одна замечательная традиция: положено было начало традиционным экскурсиям учащихся выпускного 8-го класса в Москву всем классом после экзаменов. В течение десяти дней ребята жили у своих шефов в общежитии Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова. За этот период ребята знакомились с историко-революционными местами столицы, посещали мавзолей В.И. Ленина, знакомились с Выставкой достижений народного хозяйства, музеями, театрами и стадионами Москвы, осматривали университет и, конечно же, все фотографировались у памятника М.В. Ломоносову.
В школе имени М.В. Ломоносова до сих пор помнят Марию Николаевну Горбатову, учительницу начальных классов, проработавшую в школе 32 года (к 1968 г.), т.е. больше ее не проработал никто за всю 150-летнюю историю школы; выпускницу школы, учительницу начальных классов Анну Константиновну Евдокимову и учительницу биологии Эмилию Николаевну Сидорову. Все они – отличники народного просвещения. Уроки этих учителей являлись образцами для других учителей, некогда окончивших родную школу: завуча Тамары Петровны Гурьевой, учителя физкультуры Геннадия Ивановича Седакова, Николая Алексеевича Бубнова, учительницы начальных классов Валентины Федоровны Пугиной и воспитателя интерната Натальи Сергеевны Федорушковой.
За годы существования школы имени М.В. Ломоносова в ней обучалось более десяти тысяч учащихся, работало свыше сотни учителей. Многие выпускники, получив специальность, добросовестно трудились в народном хозяйстве Севера. Директор школы 60-х годов С.М. Петровский называет среди них бывшего организатора партийной ячейки, выпускника и затем учителя Ломоносовской школы Михаила Денисовича Гурьева; одного из организаторов колхозного движения в селе Ломоносово Петра Степановича Гурьева; одну из первых организаторов комсомольской ячейки Ульяну Степановну Россомахину; Алексея Анфимовича Лопаткина - родственника М.В. Ломоносова; работавшего преподавателем в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Юрия Яковлевича Спиридонова, выпускника Московского университета имени М.В. Ломоносова, кандидата сельскохозяйственных наук; Анфею Петровну Шубную (Павозкову), заслуженную учительницу РСФСР, работавшую после в Холмогорской средней школе; Татьяну Александровну Горшкову (Антипину),Заслуженную учительницу РСФСР, бывшего директора музея М.В. Ломоносова. Степан Михайлович с гордостью перечисляет воспитанников школы, боясь пропустить кого-либо, ставших высокими профессионалами, мастерами своего дела - врача Валентину Петровну Гурьеву; выпускницу МГУ, геолога Марию Александровну Горбатову; мастера художественной резьбы по кости, награжденного за свою трудовую деятельность орденом В.И. Ленина, Александра Степановича Гуроева; шофера совхоза имени Ломоносова Сергея Васильевича Кочерина; тракториста, звеньевого механизированного звена совхоза имени Ломоносова Михаила Александровича Буланова; доярку совхоза имени Ломоносова Любовь Авдеевну Глупышеву; выпускников Ленинградского и Московского университетов Елизавету Вагнер и Виктора Христофорова;
потомка М.В. Ломоносова Николая Назарова и многих других.
Посмотрел бы сейчас Михайло Ломоносов, - заключал Петровский свой экскурс в историю школы, - на моих бывших учеников, на родные места и с огромным воодушевлением повторил бы: «О, коль ты счастлива, великая Двина, воспитав таких земляков!»
В.Аушев, писатель-исследователь, автор сценария 5-тисерийного документально-художественного фильма «Звезда Ломоносова».
Новости
Сегодня свой день рождения отмечает Клавдий Корняков 04.07.2025Новости
День рождения Архангельска 29.06.2025Новости
Век живи - век учись! 27.06.2025Новости
Кинолето на Севере продолжается 23.06.2025Новости
В Архангельске спустили на воду историческую ёлу 13.06.2025