Достойная судьба
Отделения
05.04.2023

27 марта в помещении Союза писателей России состоялось торжественное собрание, посвященное памяти выдающегося русского классика Фёдора Александровича Абрамова, всемирно известного, как одного из славных представителей плеяды так называемых российских писателей – «деревенщиков».

Совсем не случайно, что он оказался среди это писательской когорты: и сам Фёдор Абрамов, и все его предки были плоть от плоти русской архангельской земли, все жили крестьянским трудом. Северная земля напитала его чудесным даром живого народного слова, подарила музыкальную россыпь «поморской говори», которая всю жизнь жила в его сердце и питала его талант на всем протяжении творческого пути.

На состоявшемся вечере выступили многие его участники, большинство из которых лично знали писателя. Они рассказали о событиях, связанных с Абрамовым, многие из которых впервые прозвучали публично.

Так, земляк Федора Александровича, уроженец архангельской деревни, известный писатель Павел Кренёв поведал собравшимся о своих встречах с ним в городе Ленинграде, в котором они оба жили, о состоявшихся беседах. Павел Кренёв поделился с собравшимися своими впечатлениями о нем, как о человеке, о его непростом характере. По мнению Кренёва, Абрамов был человеком весьма наблюдательным и осторожным, но, как ему показалось, довольно жестким и сложным в отношениях с людьми. С ними он непросто и не сразу сходился, в общении был резок в суждениях, уважал прямой, бескомпромиссный и честный разговор без «кривляний и увёрток».

Павел Кренёв благодарен Фёдору Абрамову и за разговор, состоявшийся с ним в маленькой квартире писателя, находившейся на Васильевском острове города Ленинграда. «Как своему коллеге» он поведал, что в 1943 году войны после двух ранений был приглашен на работу в органы военной контрразведки «Смерш» и работал там в составе Карельского фронта в городах Кеми, Рабочеостровске и Сороке в течение двух с половиной лет в качестве оперативного работника и следователя. Кренёву показалось, что он крайне неохотно и даже мучительно вспоминал об этом периоде своей жизни. Вероятно, его тревожили воспоминания о суровой реальности условий, в которых работали военные следователи, допрашивавшие дезертиров, предателей, людей, совершивших воинские преступления.

Безусловно, пережитые испытания сказались и на характере Федора Александровича, и на его жизни в целом, но Кренёв считает, что этот замечательный писатель не утратил свойственных ему глубинных человеческих качеств. Он на всю жизнь остался верным Родине, патриотическому долгу, русской литературе, которым служил беззаветно и честно. Главной, определяющей его чертой была любовь к русскому народу и человеческая доброта. Таким Федор Абрамов останется навечно в наших сердцах.

 

Лола Звонарёва

Доктор исторических наук, профессор