Уважаемые земляки и все читатели официального сайта РОО "Поморское землячество в Москве".
Сегодня я хочу лично представить Вам публикацию, написанную не профессиональными журналистами, а нашим земляком, офицером, ветераном Космических войск Российской Федерации и членом Поморского землячества Сергеем Корниловым, которую он написал совместно со своим сослуживцем Шамилем Гафаровым. Свою публикацию они назвали "Помощь воинам СВО. Путевые заметки" и посвящены они очередной поездке в зону СВО с грузом гуманитарной помощи.
Удивительным образом время поездки Сергея Корнилова и Шамиля Гафарова совпали (https://t.me/Savinov_media/53) с нашей гуманитарной миссией в ДНР-ЛНР с Алексеем Осмоловским и Еленой Бондаренко. День народного единства, 4 ноября мы встретили в Донецке, как и наш земляк, Сергей Корнилов сотоварищем, но узнали об этом позднее, по возвращению в Москву.
В публикации "Помощь воинам СВО. Путевые заметки" Сергея Корнилова и Шамиля Гафарова мы полностью сохранили авторский стиль и подачу авторов, которые сопроводили свой оригинальный и подробный текст интересными фотографиями. Рекомендую к прочтению.
С уважением,
Председатель Правления
Александр Савинов
Помощь воинам СВО.
Путевые заметки
Накануне ноябрьских праздников я узнал, что Сергей Корнилов - мой однокашник по Ленинградскому суворовскому военному училищу, с которым я не виделся много лет, собирается перегонять УАЗ Патриот-пикап на Донбасс для воинов-земляков, близких для нас обоих. Коротко о нас: после окончания Ленинградского суворовского военного училища и высших военных училищ радиоэлектроники ПВО, я – в г. Пушкино Ленинградской области, а Сергей – в г. Житомир на Украине, мы с Сергеем проходили службу в войсках ПВО страны, затем после реорганизации – в войсках Ракетно-космической обороны (РКО), которые в настоящее время входят в Космические войска Воздушно-космических сил Российской Федерации (ВКС).
Я не знал подробностей поездки, но были сомнения в практических навыках друга, необходимых для проведения столь непростого марша и доставки УАЗ Патриот-пикап к месту назначения. Поэтому я напросился к нему «вторым пилотом». Да и самому хотелось вновь проехать по маршруту тридцатилетней давности, который я не раз проезжал с женой, которая родом из Донецка, где у меня были друзья, готовые дать нам приют.
На всякий случай были взяты спальники и двухсуточный запас провианта. УАЗ Патриот-пикап был уже вторым автомобилем, который Сергей купил лично, привёл в боеготовое состояние и передал в дар, но не просто абстрактному старшему командиру для обеспечения перевозок командования, а конкретной боевой роте воинов – участников тяжелых боев на Донецком направлении в лице одного из младших командиров. Переданный в феврале этого года УАЗ Патриот-пикап входит в группу огневой поддержки в боевом расчете ДШК - станкового крупнокалиберного пулемета Дегтярёва-Шпагина.
УАЗ Патриот-пикап, переданный воинам СВО в феврале 2023 г.
Если первый перегон в феврале 2023 года прошёл успешно, то на этот раз УАЗ Патриот-пикап, проехав полсотни километров от Москвы, перестал заводиться, несмотря на проведённый накануне капремонт двигателя. Устранение неисправности, возникшей из-за попадания воды в места установки свечей при помывке двигателя накануне поездки, задержало нас на полдня.
В нашем первоначальном плане был маршрут и в село Поповка Белокуракинского района ЛНР, откуда родом земляк Сергея, Герой Советского Союза Ефим Ермолаевич Бова, сапёр 58-го отдельного сапёрного батальона, 37-й стрелковой дивизии, 34-й армии, Северо-Западного фронта, погибший под Старой Руссой 20.07.1943, прикрывая отход товарищей и последней гранатой взорвав себя и окруживших его вражеских солдат. При следующей поездке обязательно заедем в село Поповка на родину Ефима Бовы.
С целью ускорения, посоветовавшись с офицерами ГИБДД на трассе М-4 «Дон», после Каменск-Шахтинского срезали угол и проехали через ближний КПП Должанский ЛНР, не доезжая сотню-другую километров до Ростова-на-Дону, через который раньше планировали ехать. Наши опасения, что вновь выбранная дорога будет разбита, не оправдались. Вопреки ожиданию, покрытие дорог в зоне СВО – на уровне подмосковных! Однако «навигатор» на трёх смартфонах от разных провайдеров из-за отсутствия интернета почти не работал.
Ехали по двухсторонней узкой дороге через неосвещённые безлюдные деревушки, ориентируясь по интуиции. Изредка нас ослепляли встречные машины, непуганные ГИБДД. Заехали на АЗС в первом украинском городе Антрацит. На заправке бензина для нас не было, отпускали только по талонам. Вокруг была идеальная чистота, в 5 часов утра уборщица уже намывала и без того чистые асфальт и бордюры.
Почувствовалась усталость. День и ночь в дороге, отелей не видно - заснули прямо в автомобиле. Имея двадцатипятилетний стаж боевого дежурства и, как следствие, чуткий прерывистый сон, через пару часов я проснулся первым и, не желая будить крепко спящего на заднем сидении Сергея, вышел немного размяться. Девушки-операторы заправки, доброжелательные и разговорчивые подсказали мне адрес следующей АЗС для заправки.
Антрацит – ближний к российским городам, оказался рекордсменом по количеству оставшихся украинских вывесок и надписей на строениях. На АЗС, как и у нас, продаются сопутствующие товары, кофе, чай, пирожки.
Уточнив дорогу, поехали на Донецк через Снежное, Торез, Шахтерск, Харцыск и Макеевку. Многие основные дороги между городами были с покрытием свежего асфальта и ограничены новыми бордюрами, и даже с газонами на обочинах со свежепосеянной травой. В Подмосковных городах не везде так ухожены бордюры и газоны по краю дорог. А тут такое, да за городом! Но дальше от основных дорог часто разрушенные дома, необработанная земля и безлюдье. Многие местные жители как беженцы переехали в российские города, где трудоустроились и, пока домой не вернулись. 30 лет назад я сетовал на плохие дорожные знаки и указатели населённых пунктов, которые вводили в заблуждение. Сегодня же видели новые дорожные знаки безупречного толкования.
На встречающихся на перекрёстках блок-постах с железобетонными блоками нас проверяли «вежливые люди» в касках и бронежилетах, с АКМ наперевес и якутскими глазами в разрезах балаклав. Увидев в руках смартфон, они подошли и проверили отсутствие снимков проезжающих колонн военной техники.
Уже в Макеевке - городе, ближайшем на нашем пути к Донецку, удалось связаться с ожидающими нас друзьями и уточнить адрес, где мы будем базироваться. Это место – западная окраина Петровского района Донецка (Петровка), в 10-ти километрах от районного городка Марьинка, где в настоящее время идут тяжелые бои. Когда-то это были густо заселённые процветающие районы многоэтажек вблизи передовых шахтных предприятий и автомагистралей в сторону Азовского побережья, Запорожья и Херсона. После госпереворота на Украине и начала обстрелов ДНР и ЛНР в 2014 году фронт в районе Марьинки почти не сдвигался. В самом г. Марьинка, который был под ВСУ до начала специальной военной операции, нет ни одного целого строения, а в примыкающем селе Александровка, что граничит с Донецком и входит в ДНР – каждый второй частный дом разрушен.
Линия боевого соприкосновения на 10.11.2023.
Проезжая через центр Донецка, остановились сверить дорогу на центральной площади у здания Главной администрации. На площади разрушенных зданий мы не заметили. Только на одной офисной высотке самый верхний 25-й этаж зиял пустыми окнами и сгоревшей крышей. Я вышел из машины и подошёл к стоящему у магазина цифровой техники высокому, стройному молодому человеку с восточными чертами лица в летнем обмундировании, чтобы уточнить дорогу. Он оказался владельцем магазина. Воевал, демобилизован по ранению. Приветливо объяснил дорогу и предложил загрузить карту Донецка со своего смартфона в наш телефон, а ещё лучше - приобрести SiM-карту местного провайдера «Феникс», офис которого располагался напротив, через дорогу. В ожидании загрузки карты я спросил об истоках его восточной внешности и уважительности к старшим. Владимир, так его зовут, родился в Донецке, а его мать, казашка, ещё при СССР приехала в Донецк и вышла замуж за местного парня.
В офисе провайдера стояла очередь из молодых людей минут на двадцать. Но Сергей, будучи в камуфляже и при погонах, обратился с просьбой пропустить нас вперёд. И конечно же, никто не мог отказать. Применив местную SiM-карту с высокой скоростью интернета, мы уверенно добрались до Петровки – западного района Донецка.
В Петровке часть дорог еще сохранилась ещё с времен Украины. Съезжая с проспекта во двор, попали в яму с водой глубиной на полколеса; увидели женщину, несущую две бадьи с водой, и вспомнили, что вода в Донецке подаётся два раза в неделю. В стоящей рядом торговой палатке приобрели две ёмкости по пять литров негазированной воды. А в соседнем магазинчике стояли четыре пополняемые водовозом бочки литров на 500 каждая с краниками, где жильцы окрестных домов подходили и заливали питьевую воду уже за меньшую цену. Дончанам не по нраву такого рода бизнес, да и нам он не понравился.
Наш дом оказался 9-ти этажным панельным домом с исправным лифтом и свободной автостоянкой. С обратной стороны дома под деревьями, для быстрой погрузки, стояли два военных грузовика, покрытые маскировочной сетью. Они так и простояли все двое суток нашего пребывания в Донецке. У подъезда бабуля, кормившая кошек, вежливо поинтересовалась нашими персонами и сказала, что кодовый замок парадной не работает. На лестничном пролёте мужчина на стремянке забивал выбитое после недавнего «прилёта» окно. Серии этих перелётов-недолётов с разной периодичностью и громкостью мы слышали в течение всего времени пребывания в Донецке. Меньше, но громыхало даже в центре, у Южного автовокзала (ж/д вокзал не работал). Жители привыкли к уханьям взрывов и не обращали на них внимания. Если же вдруг наступала и затягивалась тишина, то у жителей это вызывало внутреннюю обеспокоенность и ожидание худшего.
Хозяйка квартиры Наталья – заслуженный учитель украинского языка, пенсионерка, досматривала мать, у которой после попадания снаряда в её дом в поселке Александровка, что граничит с Донецком, была безнадёжно повреждена нога. А дом Натальи в Марьинке в 10 км от Донецка уже давно сравняли с землёй, как и весь город.
Верная традициям украинского гостеприимства хозяйка Наталья накрыла стол и накормила нас достойным обедом ресторанного уровня, куда, конечно же, входило и сало с горилкой, и украинский борщ, и котлеты по-киевски, и другие разносолы. Надо сказать, что квартира у Натальи съемная, а из своих вещей – только недавно приобретенные стол и телевизор, а остальное имущество уничтожено при ведении боев в Марьинке. Вспомнилось мне и такое же застолье двадцатилетней давности в саду в Марьинке, когда нас встречал муж Натальи Мыкола, «дуже гарный» хлопец с двумя сыновьями и молодой хозяйкой.
Вернусь к нашей миссии. Позвонив нашим землякам-воинам и определив на завтра место передачи автотехники, мы решили использовать время для распространения политической газеты «Национальный курс. Суверенитет», которую мы привезли из Москвы, около двух пачек – 1000 экземпляров.
Шёл тёплый, но временами проливной дождь. Выбрали рынки, магазины как места раздачи газет. К рынкам и магазинам постоянно подъезжали автомобили, в том числе и с военными.
В первую очередь раздавали газеты бойцам в камуфляжной форме. Сергей опасался, что мы не успеем раздать все газеты, тем более, что изредка некоторые, как правило, «коммерсанты» в ларьках отказывались от прессы.
Со многими, бравшими газету, Сергей старался сделать снимок на память. Желающих сделать с нами фото было значительно больше, чем ожидали, так как мы знали, что зачастую проживающие в Донецке имели два паспорта (росиийский и украинский) и старались не «светить» свои лица в соцсетях, боясь нежелательных последствий со стороны Украины.
Я, пользуясь случаем, завязывал разговоры с жителями и защитниками Донецка и узнал многое, чего не скажут в официальных СМИ, и что выражает общее мнение жителей и бойцов. Военным в форме жители часто задавали вопрос: Ну, когда же война закончится? Отметим, что и нам этот вопрос постоянно задавали. Подытожив, скажем, что чувствовалась усталость и общее ожидание дончан скорейшего возвращения с Победой отцов, мужей и сыновей – защитников Отечества домой живыми и здоровыми.
Одна молодка в парикмахерской на меня вдруг накинулась из-за вопроса в беседе, до этого ровной. А вопрос безобидный: «Есть ли у неё дети?». Сквозь её крики я понял, что её «чёловик», т.е. муж, уже который год на фронте и домой заскакивает ненадолго и очень редко. И что времени не хватает даже ребёнка толком «сделать». А впрочем, «жинки» в Донецке очень мужественные, с сильным характером, волевые, практичные, с высокой жизнестойкостью и, очень важно, позитивные. А мужчины мне показались несколько настороженными, пока не выяснят твою политическую ориентацию, что объяснимо 9-лентней войной и текущей обстановкой на фронте.
Следующую ночь спали мы как убитые, не обращая внимания на ночные шумы с фронта и звуки прилётов и очередей по БПЛА. С шестого этажа нашего дома хорошо слышался фронт, так как по прямой - линия соприкосновения не далее 10 километров.
С утра мы продолжили раздавать газеты, но уже ближе к центру Донецка. Когда ехали в первый день через эстакаду, асфальт был ровным, а на следующий день появилась яма посредине моста, которая была ограждена аварийным заборчиком.
С земляками-воинами СВО. Слева командир мотострелкового взвода, позывной «Днепр». 06.11.2023.
Вечером за два часа до отправления последнего автобуса с автовокзала на Ростов-на-Дону мы встретились с бойцами - воинами СВО. Заместитель командира роты лейтенант, позывной «Одесса» - доброволец с п. Няндома Архангельской области, с земляками-бойцами, с которыми мы должны были встретиться, были срочно направлены на полигон. Поэтому на встречу с нами выехал командир взвода огневой поддержки, позывной «Днепр», в распоряжении которого находятся боевые расчеты крупнокалиберных пулеметов ДШК, и, по нашему плану, в распоряжение которого поступал УАЗ Патриот-пикап, который мы доставили для наших воинов.
Ребята точно в назначенное время подъехали на место встречи, быстрые и собранные они предупредили нас о дефиците располагаемого ими времени. Поэтому мы прямо на сиденье УАЗ Патриот-пикапа быстро оформили передаточные документы, проинформировали об особенностях работы автомобиля, рассказали о газете и сделали совместное фото на фоне Флага СССР, Знамени Победы и Флага с георгиевской лентой, заранее переданных Сергею соратниками Национально-освободительного движения. Командир взвода огневой поддержки заверил нас, что все флаги и газеты «Национальный курс. Суверенитет» будут переданы в подразделения мотострелкового батальона.
В оставшиеся минуты мы пообщались с ребятами, душевно поговорили о жизни. Один из ребят - воин с позывным «Питер», младше нас с Сергеем на четыре десятка лет, оказался моим земляком, с которым мы появились на свет в одном и том же старейшем, созданном еще во времена Петра Великого, роддоме на Васильевском острове Санкт-Петербурга, окна которого выходят на Неву напротив Адмиралтейства: 25 лет, женат, дети и два высших образования. Вот такие они воины СВО: замечательные, крепкие, молодые и высокообразованные ребята, наши земляки, настоящие защитники России.
Время встречи быстро истекло, бойцы должны были возвращаться в расположение своего подразделения, и мы вынуждены были расстаться. Когда ребята выезжали с площади у Южного автовокзала Донецка, рука невольно перекрестила их, удаляющихся от нас на скорости двух УАЗиков: Патриот-пикап и Буханку.
На обратном пути нас последовательно на трёх КПП тщательно проверяли: с высадкой из автобуса и сканированием всего багажа. А прапорщик, симпатичная девушка, так долго сверяла меня с фото паспорта, единственного за всю жизнь, что пришлось позвать Сергея, чтобы он засвидетельствовал мою подозрительную личность.
В Ростов-на-Дону прибыли в два ночи. Хорошо, что любимая дочка Сергея забронировала по интернету четырёхзвёздочный отель в двадцати минутах ходьбы от ж/д вокзала, где утром на следующий день отходил наш поезд на Москву. Через 23 часа должны были быть в Москве, дома. В Ростове-на-Дону на ж/д вокзале сделали сообщение-видеозапись, в которой поблагодарили земляков Коноши Архангельской области и Поморского землячества в Москве, ветеранов Космических войск, соратников Национально-освободительного движения за помощь в организации нашей поездки и за моральную поддержку.
В плацкартном вагоне «сновал разночинный народ». За окном мелькали встречные военные эшелоны с танками и другой техникой, на которой были современные, уже заводские, обвесы. Опытный проводник Каро, армянского происхождения, бдительно запрещал отдельным пассажирам снимать военную технику. Перед этим рейсом он сопровождал санитарный эшелон с ранеными. Говорит: «Я пережил резню в Сумгаите, но после рейса в «санитарном» эшелоне я отходил так тяжело, что никого и ничего не хотел ни слышать, ни видеть, даже близких.»
Пока мы ехали в поезде, были и другие интересные люди, судьбы и разговоры, связанные с протекающей Специальной военной операцией, которая охватывает и сплачивает все большее и большее количество россиян. Не всем понятно, когда будет окончена СВО, но все твёрдо верят, что Победа будет за нами! Низкий поклон нашим Защитникам Отечества!
Офицеры в отставке
Шамиль Гафаров и Сергей Корнилов
по поручению ветеранов Космических войск
СМИ о Нас
Поморы объединяются ради благого дела 13.01.2025СМИ о Нас
Поморы в Москве: Седьмой год подряд — мы вместе! 13.01.2025СМИ о Нас
«Чужих детей не бывает»: доброе дело Поморского землячества 13.01.2025СМИ о Нас
Александр Савинов: Землячество, объединяющее сердца Поморья 13.01.2025СМИ о Нас
«МЫ ВМЕСТЕ!»: сердце Поморья в добрых делах 13.01.2025