Вечная память АНАТОЛИЮ ИННОКЕНТЬЕВИЧУ МАКАРЕНКО
Отделения
07.06.2023

05 июня 2023 года перестало биться сердце выдающегося организатора судостроительной промышленности, Героя Социалистического труда, бывшего генерального директора Севмаша (1986-1988), члена Поморского землячества в Москве с 1999 года Анатолия Иннокентьевича Макаренко. Анатолий Иннокентьевич ушел на 87-м году жизни после продолжительной болезни.

Анатолий Иннокентьевич Макаренко родился 1 ноября 1936 года четвертым последним ребенком в крестьянской семье в деревне Цветковка Приморского края. По окончанию войны семья переезжает в дер. Лубянка соседнего района. В трудные годы Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Анатолий испытал все тяжести жизни и детского крестьянского труда, совмещая труд с учебой в школе. Несмотря на это в памяти его на всю жизнь сохранились самые лучшие воспоминания о прекрасной дальневосточной природе с её разнообразным растительным и животным миром.

В 1953 году успешно окончив среднюю школу и преодолев внушительный конкурс, Анатолий поступает на судомеханический факультет Владивостокского высшего инженерного мореходного училища (ныне Государственный морской университет имени адмирала Г. И. Невельского) по специальности «судовые машины и механизмы». Одним из главных факторов выбора ВУЗа послужило то, что оба старших брата уже ходили на судах Дальневосточного морского пароходства.

Защитив в 1958 году дипломный проект на 5 баллов и с прекрасной служебно-политической характеристикой Анатолий Иннокентьевич получает направление на завод № 402 (с 1959 года «Северное машиностроительное предприятие») в гор. Молотовск (ныне Северодвинск) Архангельской области. Проработав три года заводским конструктором Макаренко А.И. по личной просьбе перейти в производство назначается помощником строителя, а затем строителем в отдел ремонта и модернизации АПЛ. В 1964году он, как старший строитель – ответственный сдатчик обеспечивает строительство, испытания и передачу ВМФ серийной АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675. В период 1965 -74 г.г. Макаренко - заместитель главного строителя атомных подводных крейсеров стратегического назначения. (Строитель и ответственный сдатчик в судостроении - это главный координатор работ заводских подразделений и контрагентских организаций на корабле.) За этот период было сдано ВМФ 34 АПЛ проектов 667А и 667Б. Это было очень напряженное и трудное время. Испытания проводились круглосуточно и без выходных дней. На этом этапе максимально проявились организаторские способности и хорошие знания техники Анатолия Иннокентьевича. За успешную сдачу заказчику головного атомного ракетоносца пр. 667А он вместе с группой работников завода был награжден орденом Ленина.

С 1974года Макаренко А.И. – Главный инженер, первый заместитель директора. На заводе одновременно со строительством проектов 661(самая скоростная в мире), 667БД, 667БДР. 667БДРМ, 685 (самая глубоководная в мире) ведётся крупномасштабная реконструкция с возведением нового, самого крупного в мире, эллинга, комплекса корпусосборочного производства и других цехов под строительство АПЛ третьего поколения пр. 949(Гранит) и 941(Акула). Строительство этих гигантов требовало внедрения прогрессивного агрегатномодульного метода постройки, новых технологий металлообработки, сборки и сварки, контроля сварных швов, укрупнения блоков до 600 тонн, выполнения сложных мероприятий по снижению шумности и повышению надежности ПЛ. Всю эту огромную массу проблем главному инженеру приходилось решать с десятками проектных, научно-исследовательских и других организаций СССР. Строительству АПЛ третьего поколения придавалось исключительно большое внимание руководством страны. Поэтому министр судостроения Егоров М.В. по согласованию с ЦК КПСС возложил персональную ответственность за своевременную сдачу головной «Акулы» на Макаренко А.И. Это была исключительно сложная и ответственная задача, выполнять которую ему пришлось, мобилизуя коллективы завода и внешние организации работать круглосуточно, без выходных дней с ежедневными проверками днем и поздно вечером. За успешную сдачу ВМФ головной АПЛ в 1981 году Макаренко А.И. награжден орденом Ленина и ему присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением золотой медали «Серп и молот». Подводный ракетный крейсер проекта 941, как самый большой в мире, был занесен в Книгу рекордов Гиннеса. В 1985 году Макаренко защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме улучшения акустических параметров подводных лодок. Создал и возглавил на заводе Научно-технологический центр.

С 1986 по 1988 гг. он генеральный директор объединения. В эти годы объединение достигло максимальных объемов производства и капитального строительства, в том числе жилья, численность коллектива предприятия достигла 46 тысяч человек. Очень напряженный труд на этих ответственных должностях сочеталась и с большой общественной занятостью. Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, был делегатом XXVII съезда КПСС, членом бюро горкома партии, преподавал в Севмашвтузе и др.

В 1988 году Макаренко А.И. назначается заместителем Министра судостроительной промышленности СССР, а в 1991-м первым заместителем Министра. Работая в центральном аппарате министерства, он уделял много внимания строительству крупных боевых надводных кораблей. По авианосцу «Адмирал Кузнецов» он был назначен председателем Межведомственного координационного совета. Систематически проводимые заседания совета и принимаемые решения значительно ускорили завершение строительства и испытаний уникального корабля на Черноморском судостроительном заводе. В результате авианесущий крейсер в1991 году был сдан ВМФ и передан Северному флоту СССР. Это позволило сохранить в то смутное время корабль в составе Российского флота.

После ликвидации министерств Макаренко А.И. возглавляет корпорацию «Судпром», а позднее ОАО «Судостроение», оказывает помощь предприятиям, в том числе по созданию морской ледовой стационарной платформы «Приразломная», которая с 2013 года успешно ведет добычу нефти в трудных условиях Арктического шельфа, а в ЗАО «Росшельф» являлся одним из самых активных членов совета директоров.

Более 20 лет Анатолий Макаренко являлся председателем Государственной экзаменационной комиссии в Московской академии водного транспорта. Он автор более 20 научных трудов, ряда изобретений, подтвержденных патентами. В юношеские годы увлекался греблей, велоспортом, стал мастером спорта СССР по велоспорту, чемпионом Приморского края, а в более зрелом возрасте большим теннисом.

Анатолий Иннокентьевич - Герой Социалистического Труда (1984), кавалер двух орденов Ленина (1970,1984), Октябрьской Революции (1978) и многих медалей. Награждён знаком «За заслуги перед городом Северодвинск» (2006) — за большой вклад в развитие города Северодвинска, медалью имени Евгения Егорова — высшая награда «Севмаша» — знак отличия за особые заслуги. Академик, действительный член Российской инженерной академии, член-корреспондент Международной инженерной академии, почетный гражданин города Северодвинска, один из «Золотого фонда МГУ» - вот кем стал крестьянский сын Анатолий Макаренко.

Об Анатолии Иннокентьевиче Макаренко снят документальный фильм «Свидетели эпохи» (режиссёр Людмила Цветкова), ему посвящена книга «Университеты Анатолия Макаренко» (автор-составитель, Александр Холдов, 2016г., типография ПО «Севмаш»).

Его жизнь – пример бесконечной преданности кораблестроению, самоотверженной работы на благо развития Севмаша и Военно-морского флота страны. Он был талантливым организатором, сильным производственником, неординарной личностью, обладал исключительным трудолюбием и целеустремленностью, которые сочетались с его отзывчивостью, душевной добротой и тёплым отношением к людям.

Члены Поморского землячества выражают глубокие соболезнования родным и близким Анатолия Иннокентьевича. Скорбим о невосполнимой утрате вместе с вами. Светлая память об Анатолии Иннокентьевиче Макаренко, надёжном и верном товарище, мудром наставнике, навсегда сохранится в наших сердцах.

Правление Поморского землячества в Москве.